Правописание слов с проверяемыми безударными гласными. 16 часов icon

Правописание слов с проверяемыми безударными гласными. 16 часов




Скачать 323.91 Kb.
НазваниеПравописание слов с проверяемыми безударными гласными. 16 часов
Дата конвертации26.12.2012
Размер323.91 Kb.
ТипУрок
источник
1. /ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3-4.doc
2. /глагол. личные окончания глаголов..doc
3. /глагол. повторение в конце года..doc
4. /имя прилагательное. глагол..doc
5. /имя существительное, склонение имён прилагательных.doc
6. /местоимение, части речи..doc
7. /методические рекомендации.doc
8. /непроизносимые согласные, падежные окончания прилагательных..doc
9. /повторение в начале года..doc
10. /правописание приставок, падежных оконсаний прилагательных..doc
11. /предложение.doc
12. /проверяемые безуд. гласные. падежные окончания существительных..doc
13. /проверяемые согласные в корне. окончания существительных.doc
14. /состав слова. имя существительное..doc
15. /тематическое планирование уроков русского языка в 3 - 4 классе.doc
Программа интегрированного курса по русскому языку 3 4 класс. Цели и задачи курса
Урок Глагол. Его роль в языке
Правописание глаголов. (6 часов). Повторение в конце учебного года. (10 часов)
Имя прилагательное. (14 часов)
Ж р. и во мн числе. (16 часов). 3 класс. 4 класс. Урок
Части речи. (5 часов). Имя существительное (3 часа)
Методические рекомендации по преподаванию русского языка в рвг 3 4 класс. Дунай Ю. Н., учитель русского языка Новомариинского филиала моу первомайской сош
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. 9 часов
Поурочные разработки по русскому языку, 3 4 класс
Правописание приставок. (12 часов)
Урок Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Однородные члены предложения
Правописание слов с проверяемыми безударными гласными. 16 часов
Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне. 9 часов
Урок рно. Однокоренные слова. Их признаки
Тематическое планирование уроков русского языка в рвг 3 4 класс по умк рамзаевой Т. Г. 4,5 часа в неделю (всего 153 часа). 3 класс. 4 класс

Правописание слов с проверяемыми безударными

гласными. 16 часов.

Правописание отдельных падежных окончаний имён существительных в ед. и мн. числе. 16 часов.

3 класс.

4 класс.

Урок 1. Безударные гласные в корне слова.

Урок 1. Правописание безударных окончаний существительных 1 и 3 склонения в Р. П. и Д.П.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Минутка красивого письма.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Минутка красивого письма.

Работа по теме урока.

Выпишите однокоренные слова, выделите корень, поставьте ударение:

ВОДА, ВОДИТЕЛЬ, ПОДВОДНЫЙ.

ЛЕСНИК, ПЕРЕЛЕСОК, ЛЕСТНИЦА.

МОРС, МОРЕ, МОРЯК.

Какое правило написания корней однокоренных слов вы знаете?

Работа по учебнику.

Стр. 99, упр. 230.

Только ли в корнях могут быть безударные гласные?

Чтение материала учебника, стр. 99.

Работа над правилом, стр.100. Как найти проверочное слово?

Упр. 231, стр. 100.

Работа по теме урока.

Работа с таблицей на стр. 94.

Какие окончания у существительных 1 склонения в Р.П.? Д.П.?

Назовите окончания существительных 3 склонения в Р.П.? Д.П.?

Упражнение «Раздели на группы».

К ЗАПРУД…, БЕЗКИГ…,К ЗАЩИТ., К КЛЕТК…, ДЛЯ КУРОЧК…, БЕЗ КЛЮШК…, ДЛЯ БУМЖК…, ПО ВЫТАВК…, К БИТВ…, К ОХОТ…, ВОКРУГ ПЕЧК…, ДЛЯ ЗАМАЗК…, ПО СТЕНК…, У РЫБЁШК… 1 вариант выписывает существительные в Р.П., 2 – в Д.П.

Д: упражнение «Будь внимательнее»

Распределение существительных по склонению и падежу.

Работа по учебнику. Стр. 105, упр. 201.

Физкультминутка.

Скок-поскок, скок-поскок, зайка прыгнул на пенёк, в барабан он громко бьёт, в чехарду играть зовёт.

Зайцу холодно сидеть, надо лапочки погреть. Лапки вверх, лапки вниз, на носочках подтянись.

Лапки ставим на бочок, на носочках скок-скок-скок. А затем вприсядку, чтоб не мёрзли пятки.

Работа по учебнику.

Стр. 100 - 101, упр. 232, 233.

Вырабатывается алгоритм при проверке гласной буквы в корне.

  1. Найти ударный слог

  2. Выделить корень

  3. Подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.

  4. Написать в проверяемом слове ту же букву, что и в проверочном

Словарно-орфографическая работа.

ЗАП…СЛИСЬ, С…МЕНА, К…РМУШКА, УСТАН…ВИЛИ, НАВ…ЩАЛИ, ПРИХ…ДИЛИ, УЗН…ВАЛИ.

Объясните правописание данных слов.

Диктант с подготовкой, стр. 104 – 105, упр. 200.

Разобрать по составу: кормушка, приходили.

Итоги урока:

Что вы знали раньше, а о чём узнали на уроке7

Итоги урока:

Сделайте вывод об окончаниях существительных 1 и 3 склонения в Д.П. и Р.П.

Домашнее задание. Правило, упр. 234, стр. 101.

Или: выписать из книги для чтения 3 предложения, найти в них слова с безударной гласной, подобрать проверочные.

Домашнее задание. Упр. 203, стр. 106.

Или: составить текст (3-4 предложения) по теме «На уроке», используя существительные 1 и 3 склонения в Р.П. и Д.П.

Урок 2. Правописание слов с проверяемыми безударными гласными.

Урок 2. Р.П. и В.П. существительных 1 и 2 склонения.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Минутка красивого письма.

Организационный момент. Постановка целей урока.

СПРОСИТЬ МАЛЬЧИКА – СПРОСИТЬ У МАЛЬЧИКА.

Чем похожи эти словосочетания? Чем отличаются?

Сформулируем тему нашего урока.

Проверка домашнего задания. Минутка красивого письма.

Работа по теме урока.

Спишите, исправьте ошибки:

Наступили висенние диньки. Вются, жужжат над первыми цвиточками пушыстые шмили. На бирёзке поевились сирёжки.

Или: орфографическая минутка.

Вершина, бежать, низина, замерзать, держал, далёкий, голодать, полезный, резьба, помогать, кленовый, тяжёлый.

Работа по учебнику.

Стр.102, упр. 235.

Д: придумать продолжение этого текста (4 предложения).


Работа по теме урока.

Работа с таблицей на стр. 94.

Назовите все известные вам предлоги Р.П.

Какие предлоги употребляются с В.П.?

Вывод: чем же различаются эти падежи?

Сравним вопросы и окончания этих падежей.

Работа по учебнику.

Чтение вывода на стр. 107, упр. 205, стр.107.

Работа с предложением: НАРОД СОЗДАЛ СКАЗКУ ПРО ВОЛКА.

В каком падеже стоит слово ПРО ВОЛКА?

Подсказка на стр.107.

Работа по учебнику.

Упр. 206, стр. 108.

Физкультминутка.

Нет, не ветер, чудо-ветер, и не лес шумит вокруг. Это просто переменка для усталых наших рук.

Каждый пальчик поплясал и с себя усталость снял. Вот помощники мои, их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять, не сидится нам опять. Постучали, повертели и работать захотели.

Поработали немножко, мы дадим им отдохнуть. Постучали, повертели и обратно в долгий путь.

Работа по учебнику.

Стр. 102, упр. 236.

Словарная работа: ТРАКТОР, РАБОТА.

Д: устный диктант с использованием сигнальных карточек.



Словарно-орфографическая работа.

Замени одним словом: путаться под ногами, кот наплакал, бить баклуши, в час по чайной ложке, пропустить мимо ушей, как белка в колесе.

Записать: ИЗДАЛЕКА, ВДАЛЕКЕ, ДАЛЕКО, НЕДАЛЕКО.

Д: выборочный диктант. Из выбранного учителем текста выписать только слова с проверяемыми безударными гласными в корне.

Итоги урока:

Повторите алгоритм правильного написания слов с безударной гласной в корне.

Итоги урока:

Как поступить, чтобы отличить Р.П. от В.П. у существительных 2 склонения?

Домашнее задание. Упр. 237, стр. 102.

Подготовиться к письму по памяти упр. 238, стр. 103.

Домашнее задание. Упр. 207, стр. 108.

Или: составить по 3 предложения с существительными 2 склонения в Р.П. и В.П.

Урок 3. Обобщение знаний учащихся об особенностях проверочных слов и способов проверки.

Урок 3. Правописание безударных окончаний существительных в Т.П.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Повторение. Подбор и запись слов с корнем ЗИМ. Разбор их по составу.

В каких из слов есть безударная гласная в корне? Какие слова будут проверочными? Расскажите правило.

Минутка красивого письма.

Организационный момент. Постановка целей урока.

ЗАКРЫЛО ТУЧ…, ТЯНУЛО ЗАПАХ…, СПРЯТАЛСЯ ПОД ЕЛЬ…

Сформулируйте тему нашего урока.

Проверка домашнего задания. Минутка красивого письма.

Работа по теме урока.

Письмо по памяти. Упр. 238, стр. 103.

Упр. 239, стр. 103.

Д: игра «Словесный мяч». Устный подбор однокоренных слов.

Работа по теме урока.

Работа с таблицей на стр. 94.

На какие вопросы отвечают существительные в Т.П.?

Назовите все известные вам предлоги Т.П. Какие окончания у существительных в Т.П.? Каким членом предложения они являются?

упр. 179, стр. 94.

Работа по учебнику.

Чтение вывода на стр. 108, упр. 208, стр.109.

Д: упражнение «Где искать?» учитель задаёт вопрос, дети записывают ответ одним словом. (Где искать клад? – в земле).

Работа по учебнику.

Упр. 209, стр.109, упр. 211, стр. 109 – 110.

Физкультминутка.

Мы топаем ногами, мы хлопаем руками, качаем головой. Мы руки поднимаем, мы руки опускаем, мы кружимся потом.

Мы топаем ногами: топ, топ, топ. Мы руки опускаем. Хлоп, хлоп, хлоп. Мы руки разведём и побежим кругом.

Работа по учебнику. Стр. 103, упр. 240.

Д: игра «Кто внимательней».

Учитель читает текст, дети должны найти слова, которые одинаково произносятся, но пишутся по-разному. (поласкать, полоскать, сидеть, седеть и т.д.).

Обобщение знаний о способах проверки безударных гласных.

Чтение материалов на стр. 100 – 101 учебника, приведение и запись примеров.

Словарно-орфографическая работа. Диктант.

Спать в постельке, спать в постели, отдыхал у тёти, ехать по пустыне, читал о солдате, гостил с дедом, написал в тетради, стоял на якоре, погладил по спине.

Укажите склонение и падеж имён существительных.

Д: найдите в словарях слова с двумя О в корне (2 склонения). Запишите их в творительном падеже (например: АВТОМОБИЛЕМ, АГРОНОМОМ, ГОРОДОМ и т.д.)

Итоги урока:

Оценить свою активность и эффективность работы на уроке.

Итоги урока: У существительных какого склонения в Т.П. окончание Ю? ОЙ, ЕЙ? ОМ, ЕМ?

Домашнее задание. Упр. 241, стр. 104.

Или: составить 4 предложения со словами, в которых есть орфограмма «безударная гласная в корне слова»


Домашнее задание. Упр. 213, стр. 110.

Или: выписать из книги для чтения 4 предложения, в которых встречались бы существительные в творительном падеже.

Урок 4. Сочинение по картинке «Зимние забавы детей» упр. 221.

Урок 4. Правописание безударных окончаний существительных в П. П.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Минутка красивого письма.

Организационный момент.

Запишем ответ на вопрос: Где вы отдыхали летом?

(в городе, дома, в лагере, на море, в деревне и т.д.)

В каком падеже стоят существительные? Сформулируйте тему урока.

Проверка домашнего задания.

Минутка красивого письма.

Работа по теме урока.

Рассматривание картины К.Ф. Юона «Русская зима».

Беседа по картине.

Какое время года изображено на картине?

В чём отличие зимы от других времён года?

Кто из вас знает загадки, пословицы, поговорки о зиме?

Кто из вас любит зиму? Почему? В какие игры можно играть зимой?

Посмотрите на картину и скажите, что делают ребята.

Работа по учебнику.

Рассмотрите рисунок на стр. 96 (упр.221).

Составьте рассказ. Придумайте заголовок к тексту.

Составьте план сочинения, например:

  1. Пришла зима.

  2. Зимние забавы.

  3. Люблю зиму.

Работа по теме урока.

Работа с таблицей на стр. 94.

На какие вопросы отвечают существительные в П.П.?

Почему падеж так назвали? Назовите все известные вам предлоги П.П. Какие окончания у существительных в П.П. 1 склонения?

Существительные какого склонения в П.П. имеют одинаковые окончания? Чтение вывода на стр. 96 – 97.

Упр. 214, стр. 111.

Упражнение «Предложный падеж».

Учитель показывает картинки, дети должны записать существительные в П.П.

Д: «Отгадай и измени».

Учитель читает загадки, дети записывают отгадки в П.П.

Письмо по памяти. Упр. 217, стр. 112.

Физкультминутка.

Хомка-хомка, хомячок, полосатенький бочок. Вместе с солнышком встаёт, щёчки моет, шейку трёт.

Подметает хомка хатку и выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять. Хомка хочет сильным стать.

Орфографическая подготовка. (По упражнению)

Написание сочинений.

Проверка. Несколько учеников читают сочинения.

Словарно-орфографическая работа.

Подобрать и записать однокоренные слова к слову СНЕГ.

Подберите и запишите слова с безударной гласной по теме «Снег идёт»

(полетели, растаяли, холодные и т.д.)

Упр. 215, стр. 111. Диктант с подготовкой

Итоги урока:

Понравилась ли вам картина? Какое настроение она вызывает?

О каких зимних забавах мы говорили?

Итоги урока:

Существительные какого склонения в П.П. имеют окончания И? Окончание Е?

Домашнее задание. Правило, упр. 243, стр. 104 - 105.

Или: составить текст (4 -5 предложений ) на тему «Почему я люблю зиму?»

Домашнее задание. Упр. 218, стр. 112.

Или: составить рассказ на тему «Снег идёт» (4 предложения), используя существительные в предложном падеже.

Урок 5. Работа над ошибками.

Урок 5.Правописание безударных окончаний существительных в П. П.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Минутка красивого письма.

Сообщение общих итогов работы.

Коллективная и индивидуальная работа над ошибками.

Организационный момент.

Сравни: О ШКОЛЕ, ОБ УРОКЕ; О ПЕРЕМЕНЕ, ОБ АПЕЛЬСИНЕ;

О ТЕТРАДИ, ОБ ОДНОКЛАССНИКЕ.

Что общего у этих существительных? Чем они отличаются?

Как вы думаете, когда используется предлог О, а когда – ОБ?

Проверка домашнего задания.

Минутка красивого письма.

Работа по теме урока.

Словарно – орфографическая работа на основе ошибок, допущенных в сочинении.

Повторение.

Р…зьба по д…реву, по…вился п…дснежник, з…ленный п…мидор, м…рить друзей, ранний завтр…к, д…леко на в…сток.

Вставить пропущенные буквы, разделить слова на 2 группы.

Работа по теме урока.

Упражнение «Крылатые слова». Объяснить значение фразеологизмов, выписать существительные в П.П.:

Ищи ветра в поле; как на иголках; избушка на курьих ножках; зарубить на носу; держать себя в руках; держать в чёрном теле.

Упражнение «О или ОБ». Выбери правильный ответ:

(О ОБ) – ТАЙНЕ, СЕРДЦЕ, ИНЕЕ, АНЕ, ОСТРОВЕ, СКАЗКЕ.

Вывод.

Работа по учебнику. Чтение вывода на стр. 112,

Упр. 219, стр. 113; упр. 222, стр. 114.

Физкультминутка.

В небе плавает луна. В облака зашла она. Раз, два, три, четыре, пять – мы должны луну достать.

Шесть, семь, восемь, девять, десять – и пониже перевесить. Десять, девять, восемь, семь – чтоб луна светила всем.

Скачет, скачет, скачет мяч. Припустился резво вскачь. Скок, скок, скок, скок приземляйся на носок.

Работа по учебнику. Стр. 105, упр. 244.


Словарно-орфографическая работа.

6 – ь + надцать =?;

6 + сот =?;

6 + десят =?

Запишите полученные слова, поставьте ударение, выделите орфограммы.

Диктант с подготовкой. Упр. 223, стр. 114.

Итоги урока:

Над какими орфограммами мы работали сегодня на уроке?

Итоги урока:

Когда с существительными пишется предлог О, а когда – ОБ?

Игра «О или ОБ?» Учитель называет слова (в И.П.), а ученики называют предлог.

Домашнее задание. Упр. 245, стр. 106.

Или: карточки.

Домашнее задание. Упр. 220, стр. 113.

Или: составить 6 предложений с существительными в П.П.: о доме, об отдыхе, о семье, о бабушке, об автомобиле, об отце (или своими, но обязательно с предлогами О или ОБ)

Урок 6. Упражнение в проверке безударных гласных.

Урок 6. Правописание безударных окончаний существительных в Р.П., Д.П., П.П.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Минутка красивого письма.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Минутка красивого письма.

Повторение. Словарный диктант.

Север, дорога, восток, трактор, работа, тарелка, корабль, обед, кастрюля, стакан, молоток.

Работа по теме урока.

Упр. 250, стр. 107.

Упр. 247, стр. 106.


Работа по теме урока.

Работа с таблицей на стр. 94.

Сравните вопросы Р.П., Д.П., П.П.

Какой смысловой вопрос встречается во всех трёх падежах?

Какой смысловой вопрос встречается только в одном падеже?

Можно ли различать эти падежи по предлогам?

Сделаем выводы об окончаниях существительных.

Работа по учебнику. Чтение вывода на стр. 115,

Упр. 226, стр. 115 (устно); упр. 227, стр. 116.

Д: упражнение «Кого испугался?»

Учитель зачитывает фрагменты литературных произведений, дети вспоминают, кого испугались герои, записывают существительные в Р.П., Д.П, П.П.

Например: волки от испуга скушали друг друга,

Бедный крокодил жабу проглотил

(таракана – Р.П., от испуга – Р.П.) и т.д.

Физкультминутка.

Топ, топ, топотушки! Пляшет зайка на опушке, пляшет ёжик на пеньке, пляшет чижик на сучке,

Пляшет пёсик на крылечке, пляшет котик возле печки, пляшет мышка возле норки, пляшет козочка на горке,

Пляшет утка на реке, черепаха на песке. Топ, топ, топотушки! Пляшут лапки, пляшут ушки,

Пляшут рожки и хвосты! Что стоишь? Пляши и ты!

Работа по учебнику. Стр. 106, упр. 246.

Словарная работа УЛИЦА.

Упр. 251, стр. 108.



Словарно-орфографическая работа.

Диктант с подготовкой. Упр. 228, стр. 116 – 117.

Или: упражнение «Продолжи ряд слов» (с той же орфограммой)

СТ…РИЧОК, СВ…ТЛЯЧОК, Т…ЖЕЛО, ПОВ…Р

БЛУ…КА, ВЕРЁ…КА, СОСЕ…КА, ХОЛО…

ПТИЧ…И, ЗДОРОВ…Е, СОЛОВ…И, ОБЕЗ…ЯНА и т.д.

Итоги урока:

Чему учились на уроке?

Итоги урока:

Можно ли различать падежи по смысловым вопросам ГДЕ? ОТКУДА?

Домашнее задание. Упр. 248, стр. 107.

Или: подобрать и записать слова с корнями ЧИСТ, ЗЕМЛ.

Составить с ними 2-3 предложения.

Домашнее задание. Упр. 228, стр. 116 -117.

Или: списать из любого произведения 5 предложений, выделить безударные окончания существительных в Р.П., Д.П., П.П.

Урок 7. Отработка умения делить текст на части.

Урок 7. Правописание безударных окончаний существительных в Р.П., Д.П., П.П.

Организационный момент. Повторение.

Индивидуальные задания по подбору однокоренных проверочных слов.

Орфографическая минутка.

Гнездо скворца, зелёные поля, морская волна, высокие берега, белеет парус, холодная вода, сосновые леса, пилю бревно.

Проверка домашнего задания. Минутка красивого письма.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Минутка красивого письма.

Работа по теме урока.

Упр. 252, стр. 108.

Работа по теме урока.

Распределительный диктант. Учитель диктует словосочетания, ученики записывают их по рядам: 1 ряд – существительные в Р.П., 2 ряд – в Д.П.,

3 ряд – в П.П.

Работа по учебнику.

Упр. 232, стр. 118. Упр. 239, стр. 121.

Д: упражнение «Найди падежи в картинке»

Учитель предлагает классу одну или несколько сюжетных картинок, дети составляют и записывают словосочетания с существительными в Р.П., Д.П., П.П.

Физкультминутка

Лапки вверх, лапки вниз, на носочках подтянись. Лапки ставим на бочок, на носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку, чтоб не мёрзли пятки. Конь меня в дорогу ждёт, бьёт копытом у ворот.

На ветру играет гривой, пышной, сказочно красивой. Быстро я в седло вскочу, не поеду – полечу!

Там за дальнею рекой помашу тебе рукой.

Работа по учебнику. Стр. 109, упр. 253.

Словарная работа. ЗАВТРАК, КАРТОФЕЛЬ.

Найти в орфографическом словаре, записать, поставить ударение, запомнить их написание.

Д: составить с ними предложения.


Словарно-орфографическая работа.

Зрительный диктант. Слова записаны на карточках, учитель показывает слово в течение 10 секунд, потом дети записывают:

КАЛЕНДАРЬ, ГОРИЗОНТ, АГРОНОМ, ЖИЛИЩЕ, САМОЛЁТ, ХОЗЯЙСТВО, ПАССАЖИР, КОЛЛЕКТИВ, АДРЕС.

Какое слово лишнее? Составьте с ним предложение.

Итоги урока:

Что нового вы узнали на уроке?

Итоги урока:

Работа с сигнальными карточками. Учитель называет существительные в Р.П., Д.П., П.П., дети показывают, какая буква в окончании этого слова.

Домашнее задание. Правило, упр. 254, стр. 109.


Домашнее задание. Упр. 237, стр. 120.

Или: составить карточки для одноклассников на слова с орфограммой «Безударные падежные окончания имён существительных» Либо подобрать 10 отдельных слов, либо три предложения, в которых встречаются слова с данной орфограммой.

Урок 8. Изложение по упр. 259.

Урок 8. Правописание безударных окончаний существительных в Р.П., Д.П., П.П.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Минутка красивого письма.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Минутка красивого письма.

Работа по теме урока.

Знакомство с содержанием текста упр. 259.

Ответы на вопросы учебника. Выборочное чтение.

О чём говориться в тексте? Какова его тема?

Какова основная мысль текста?

Составление плана текста

  1. По лесной тропе.

  2. Встреча с бурундучком.

  3. Запасы на просушке.

  4. Напрасная тревога.

Пересказ текста по плану.

Словарная работа: заботливый, осенним днём, на поляне, замер, тугими пузырями, кедровые орешки, греются на солнце, заметался, поспешил.

Работа по теме урока. Анализ отрывков из детских произведений:

В городе Стокгольме на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живет самая обыкновенная семья по фамилии Свантенсон». И т.д. (2 – 3 отрывка). Ученики должны узнать произведение и выписать существительные в Р.П., Д.П., П.П.

Работа по учебнику.

Упр. 235, стр. 120, диктовка.

Д: Упр. 238, стр. 120 – 121.

Физкультминутка.

Медвежата в чаще жили, головой своей крутили. Вот так, вот так головой своей крутили.

Медвежата мёд искали, дружно дерево качали. Вот так, вот так дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили и из речки воду пили. Вот так, вот так и из речки воду пили.

А потом они плясали, лапы дружно поднимали. Вот так, вот так лапы дружно поднимали.

Повторное чтение текста.

Проверка.

Словарно-орфографическая работа.

Упр. 240, стр. 121 – 122, письмо под диктовку.

Итоги урока:

Чтение изложений.

Итоги урока:

Заполнение таблицы «Безударные окончания имён существительных 1, 2 и 3 склонения»

Домашнее задание. Упр. 260, стр. 111.

Или: придумать продолжение истории о бурундучке (3 -4 предложения)

Домашнее задание. Правило, упр. 236, стр. 120.

Или: составить текст из 4 – 5 предложений «О чём я мечтаю», используя существительные в Р.П., Д.П., П.П.

Урок 9. Работа над ошибками в изложении.

Урок 9. Множественное число имён существительных. И.П. множественного числа.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Сообщение общих итогов работа.

Минутка красивого письма.


Организационный момент.

УТЁНОК ЗЕРКАЛА

КОТ УТЯТА

МЫШОНОК ДЕВОЧКИ

ЗЕРКАЛО КОТЯТА

ДЕВОЧКИ МЫШАТА

Какие пары слов можно составить?

Какова тема нашего урока? В каком падеже стоят существительные?

Проверка домашнего задания.

Минутка красивого письма.

Работа по теме урока.

Чтение и устное исправление ошибочных предложений.

Исправление ошибок в употреблении слов.

Исправление орфографических ошибок.


Работа по теме урока.

Упражнение «Раздели на группы»

ГОРОД, ТЮЛЬПАНЫ, ЗАГАДКИ, РЕБУС, ЗАДАЧА, ДОМА.

Какой частью речи являются эти слова? На какие две группы их можно разделить? Как изменяются эти имена существительные?

Какая часть слова изменяется при изменении по числам?

Как различить существительные в ед. и множ. числе?

Работа по учебнику.

Упр. 241, стр. 122, чтение вывода на стр. 122.

Упр. 242, стр. 122 – 123, чтение вывода на стр. 123.

Упр. 244, стр. 123. Письмо по памяти.

Упр. 246, стр. 124, чтение вывода на стр. 124.

Физкультминутка.

Точим нож! Будет очень он хорош. Будет резать он припасы.

Масло, сало, хлеб, колбасы, помидоры, огурцы… Угощайтесь, молодцы!

Мы пилили доску, с утра у нас дела. Стальные зубы остры, легко идёт пила.

Мы сейчас бревно распилим, пилим, пилим, пилим, пилим.

Раз-два, раз-два, будут на зиму дрова.

Работа по учебнику. Стр. 104, упр. 264.

Упр. 265, 266 стр. 113.

Упр. 267, стр. 114.


Словарно-орфографическая работа.

ВАГОН, ПЕРРОН, ЭКСПРЕСС, ПОЕЗД, БАГАЖ, ЭКСКАЛАТОР, ВОКЗАЛ. ( Учитель читает загадки про эти слова, дети отгадывают и записывают отгадки).

Упр. 247, стр. 119. Диктант.

Итоги урока:

Кто на уроке был самым активным?

Итоги урока:

Что обозначают существительные во множественном числе?

Что изменяется в существительном при изменении числа?

Различаются ли по склонениям существительные во множ. числе?

Домашнее задание. Упр. 268, стр. 114.

Или: напиши о своей малой родине (4 – 5 предложений).

Домашнее задание. Упр. 234, стр. 119.

Или: найти и выписать из книги для чтения 5 предложений, в которых встречаются существительные разных склонений в И.П. множественного числа.

Урок 10. Восстановительный диктант. № 4.

Урок 10. И.П. и В.П. имён существительных множественного числа.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Минутка красивого письма.

Организационный момент. Сравните предложения:

НА ОСИНКАХ ВИСЯТ ЗОЛОТЫЕ ЛИСТЬЯ.

ОСЕННИЙ ВЕТЕР СРЫВАЕТ ЗОЛОТЫЕ ЛИСТЬЯ.

Найдите существительные во множ. числе. В каком они падеже?

Одинаковый ли падеж у слов ЛИСТЬЯ?

Проверка домашнего задания.

Минутка красивого письма.

Работа по теме урока. Диктант. Узоры на окне.

За ночь сильно похолодало. Утро настало морозное. На стекле появились удивительные рисунки. Солнечные лучи влетели в комнату. Весёлые зайчики от них зажигали снежные узоры на стекле. Вот заблестела перистая ветвь. А вот чудесный цветок. Красив снежный узор на окне.


Работа по теме урока.

Разбор предложений по членам. В каком падеже стоит подлежащее?

Каким членом предложения является существительное в В.П.?

Вывод.

Работа по учебнику.

Упр. 249, стр. 125, чтение вывода на стр. 126.

Упр. 250, стр. 126.

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять – начал заинька скакать. Прыгать заинька горазд – он подпрыгнул десять раз.

Зайка серенький сидит и ушами шевелит. Вот так, вот так, он ушами шевелит.

Поднимайте плечики, прыгайте, кузнечики. Прыг-скок, прыг-скок. Сели травушку покушать, тишину послушать.

Тише, тише, высоко прыгай на носках легко.




Словарно-орфографическая работа.

Упражнение «Замени одним словом»:

БЕРЕГ, КАЛЕНДАРЬ, АДРЕС, ВОКЗАЛ, ДИРЕКТОР, ИНЖЕНЕР.

Учитель читает определение, например «край земли около воды», а дети записывают – берег. Поставить ударение, подчеркнуть орфограммы.

Упр. 248, стр. 125.

Итоги урока:

Какие орфограммы встретились вам в диктанте?

Итоги урока:

Как различаются И.П. и В.П. имён существительных во множественном числе?

Домашнее задание. Упр. 261, стр. 112.

Домашнее задание. Упр. 252, стр. 127.

Или: составить по 2 предложения со словами: КОЛОСЬЯ, КОМБАЙНЫ, БЕРЁЗЫ, чтобы эти существительные были в И.П. и в В.П. (или 3 слова по собственному выбору).



Урок 11. Слова с буквой е в корне, которая проверяется буквой ё.

Урок 11. Р.П. имён существительных множественного числа.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Минутка красивого письма.

Повторение. Комментированное письмо.

Зимой на севере бывают сильные морозы. Долго тянется полярная ночь.

Подчеркните предложения, подпишите части речи.

Организационный момент. Работа с предложением:

НА ПОЛИВНЫХ ЗЕМЛЯХ КОЛХОЗНИКИ ВЫРАЩИВАЮТ БОГАТЫЙ УРОЖАЙ ОГУРЦ…, ПОМИДОР…, КАПУСТ…

Какие окончания имеют существительные в Р.П. множ. числа?

Проверка домашнего задания.

Минутка красивого письма.

Работа по теме урока.

ЗВЕЗДА, ЗЕРНО, СЕСТРА, ОЗЕРО, СЛЕЗА.

Какая орфограмма в этих словах? Подберите проверочные слова. Что вы заметили? Сделайте вывод.

Упр. 265, стр. 113.

Работа по теме урока.

Продолжение работы с предложением. Определите род существительных. Назовите и окончания.

Работа по учебнику.

Чтение вывода на стр. 128.

Упр. 253, стр. 128, Упр. 254, стр. 129.

Физкультминутка.

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде раз.

А над нами весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде «Два».

Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише, деревцо всё выше, выше.

Работа по учебнику. Стр. 112, упр. 263.

Составьте предложения, запишите проверочные слова

НА, БЛ…СТИТ, УТРЕННЯЯ, Р..СА, ТР…ВЕ.

В…ТЕРОК, ПОД, ЛЁГКИЙ, ШУМИТ, Д…РЕВЬЯМИ.

Д: «Кто больше придумает слов с безударной е в корне».


Словарно-орфографическая работа.

8 – ь + надцать =?;

8 + сот =?;

8 - ь + десят =?

Запишите полученные числа.

Д: запишите словосочетания, вставьте окончания:

8 ЗАЙЦ…, 8 ТЕТРАД…, 8 УЧИТЕЛ…, 8 КОМБАЙН…

Итоги урока:

Какую гласную нужно писать в корне, если в проверочном слове буква ё?

Итоги урока:

Какие окончания имеют существительные в Р.П. множ. числа?

Определи падеж существительных: снега, моря, окна.

Сколько может быть ответов?

Домашнее задание. Упр. 266, стр. 113 – 114.

Или: составить 4 предложения, включив в них слова с безударной гласной Е, которая проверяется буквой Ё.

Домашнее задание. Упр. 255, стр. 129.

Или: составить предложения со словами СНЕГА, МОРЯ, ОКНА, чтобы они стояли как в единственном, так и во множественном числе.



Урок 12. Отработка умения подбирать два проверочных слова.

Урок 12. Упражнение в правильном употреблении существительных в Р.П. мн. числа.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Минутка красивого письма.

Повторение. Распределительный диктант

ДЯТЕЛ, СОСНА, ВЕСЕЛО, СНЕЖОК, ЯГОДА, УЛИЦА, ЗИМА, ГНЕЗДО, РЯБИНА, РАБОТА, ТРЕЩИТ, ЛЕТИТ, ГОРОХ

(Проверяемые и непроверяемые гласные).

Организационный момент. Работа с предложениями.

У ДОЧЕРИ НЕТ ТЁПЛЫХ БОТИН… ДОЧЬ ЗАНЯЛАСЬ ПОЧИНКОЙ ЧУЛ…, НОС… В каком падеже существительные? Какие окончания вставим?

Проверка домашнего задания.

Минутка красивого письма.

Работа по теме урока

Распределите слова в 2 столбика:

МОРОЗ, ВЕСНА, СТОРОЖИТЬ, ВЕРШИНА, МОЛОДОЙ, ЗЕЛЕНЕЛИ, КОЛОСИТСЯ, ЛОВУШКА.

На какие 2 группы мы их разделим?

Объясните, как написать слова, в которых 2 безударные гласные?

Подберите проверочные слова.

Работа по учебнику.

Стр. 115, упр. 270, стр. 116, упр. 272.

Работа по теме урока.

Записать существительные, которые диктует учитель, в Р.П. множ. числа.

Какие окончания имеют существительные в Р.П. множ. числа?

Работа по учебнику.

Упр. 257, стр. 130 - 131, Упр. 258, стр. 131.

Физкультминутка.

Мы немного пописали, наши пальчики устали. Наши пальчики встряхнём, и опять писать начнём.

Вы скачите, пальчики, как солнечные зайчики. Прыг – скок, прыг – скок, поскакали на лужок.

Ветер травушку качает, вправо – влево наклоняет. Вы не бойтесь ветра, зайки, веселитесь на лужайке.

Работа по учебнику. Стр. 117, упр. 276,

Д: Игра «Кто быстрее». Упр. 274, стр. 116 – 117.

Словарно-орфографическая работа.

Напиши отгадку. (КОМБАЙН, ИНЕЙ, ЛОПАТА, ОБЛАКО, ГАЗЕТА, РЮЗАК, АЛФАВИТ, МОЛОТОК, МОРКОВЬ) учитель читает загадки об этих словах, дети записывают отгадки.

Составить слово из первых букв этих слов – КИЛОГРАММ.

Работа по учебнику.

Упр. 260, стр. 132

Итоги урока:

Как проверить слова с двумя безударными гласными?

Итоги урока:

Какие же окончания надо вставить в наше предложение?

У ДОЧЕРИ НЕТ ТЁПЛЫХ БОТИНОК.

ДОЧЬ ЗАНЯЛАСЬ ПОЧИНКОЙ ЧУЛОК, НОСКОВ.

Домашнее задание. Упр. 278, стр. 118(письменно),

упр. 277, стр. 118(Устно)


Домашнее задание. Упр. 259, стр. 131 - 132.

Или: составить предложения со словами ЯБЛОКО, ТОРТ, ГРУША, САД, ЗЕМЛЯ, используя эти слова в Р.П. множ. числа.

(или свои 5 слов по выбору).

Урок 13. Правописание слов с двумя безударными гласными.

Урок 13. Д.П., Т.П. и П.П. имён существительных множественного числа.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Минутка красивого письма.

Повторение. Устный диктант при помощи сигнальных карточек.


Организационный момент.

ПИСЬМАМ ПИСЬМАМИ О ПИСЬМАХ

ГРИБАМ ГРИБАМИ О ГРИБАХ

ДЕРЕВНЯМ ДЕРЕВНЯМИ О ДЕРЕВНЯХ

По какому принципу объединены слова в столбиках?

Какие у них окончания?

Проверка домашнего задания.

Минутка красивого письма.

Работа по теме урока.

Выборочный диктант. Учитель диктует отрывок из стихотворения К.Чуковского «Путаница», ученики выписывают слова с двумя безударными гласными, подбирают проверочные.

Письмо по памяти. Упр. 277.

Д: списать, вставить пропущенные буквы:

На б…рёзе т…ремок,

Не в…сит на нём з…мок.

Дверь открыта для ж…льца –

Г…в…рливого скв…рца.


Работа по теме урока.

Учитель диктует слова в И.П. множ. числа, ученики записывают их в Д.П., Т.П., П.П.

Работа по учебнику.

Упр. 261, стр. 132, Упр. 262, стр. 133.

Д: Упражнение «Объясни выражение»

БЛУЖДАТЬ В ПОТЁМКАХ, БРАТЬ БЫКА ЗА РОГА, БРАТЬ В СВОИ РУКИ, В ЕЖОВЫХ РУКАВИЦАХ, КТО В ЛЕС, КТО ПО ДРОВА, ИГРА НЕ СТОИТ СВЕЧ.

Объясните значение выражений, определите падеж существительных во мн. числе.

Физкультминутка.

Нет, не ветер, чудо-ветер, и не лес шумит вокруг,

это просто переменка для усталых наших рук.

Каждый пальчик поплясал и с себя усталость снял.

На моей руке пять пальцев, пять щипальцев, пять хватальцев.

Чтобы брать и чтоб дарить, чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы их же сосчитать: раз, два, три, четыре, пять.

Упр. 279, стр. 118 – 119.

Выборочное списывание или запись под диктовку.

Словарно-орфографическая работа.

Подбери в словаре и запиши словарные слова на тему «В поле»

Письмо по памяти. Упр. 263, стр. 133.

Итоги урока:

Чему учились на уроке?

Итоги урока:

Какие окончания имеют существительные в Д.П. множественного числа?

В творительном? В предложном?

Домашнее задание. Упр. 280, стр. 119.

Или: индивидуальные карточки.

Домашнее задание. Упр. 264, стр. 133 - 134.

Или: выписать из любого художественного произведения 5 предложений с существительными во множ. числе, определить падеж.

Урок 14. Слова, сходные по звучанию.

Урок 14. Упражнения в правописании окончаний имён существительных во множественном числе.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Минутка красивого письма.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Минутка красивого письма.

Работа по теме урока.

Распознавание слов, сходных по звучанию, но различных по написанию

Вокруг деревни раскинулись леса. Лиса живёт в норе.

Волосы у отца уже начали седеть. Хорошо вечером сидеть у костра.

Птичка вила гнездо. Дорога вела к озеру.

Кот слизал сметану. Мальчик слезал с дерева.

Найдите слова, сходные по звучанию. Чем они отличаются?

Подберите проверочные слова. Что вы заметили?

Чтобы правильно написать слово, нужно разобраться в его смысле.

Работа по учебнику. Стр. 119 - 120, упр. 282


Работа по теме урока.

Запись существительных с шипящими на конце.

Девочки записывают существительные Ж.р., мальчики – М.р.

ШАЛАШ, ТУШЬ, ДРОЖЬ, ЧИЖ, ТЕЧЬ, СТРИЖ, ТРУБАЧ, РЕЧЬ, ДОЧЬ, ВРАЧ, ПОМОЩЬ, ГАРАЖ, НОЧЬ, ТИШЬ, ТКАЧ, КАЛАЧ.

Что особенного в словах женского рода? Почему в словах м.р. не пишется мягкий знак?

Поставить слова: ЗАДАЧА, ТУЧА, РОЩА в Р.П. множественного числа.

Вывод: в Р.П. множ. числа Ь не пишется.

Д: «Вставь слова».

Сегодня я посмотрел несколько интересных… Вчера на уроке я решил много… Острые сосульки свисают с многочисленных… Луч солнца блеснул из-за…

(Слова для справок: ЗАДАЧИ, КРЫШИ, ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ, КРУЧИ)

Работа по учебнику.

Упр. 265, стр. 134 – 135.

Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся (туловище вправо, влево). Больше спать не захотел (туловище вперёд, назад)

Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться), взвился вверх и полетел (руки вверх, вправо, влево)

Солнце утром лишь проснётся, бабочка кружит и вьётся. (покружиться).

Работа по учебнику. Стр.120, упр. 283

Словарная работа. ОСИНА.


Словарно-орфографическая работа.

Подбери в словаре и запиши словарные слова на тему «На вокзале»

Диктант с подготовкой. Упр. 266, стр. 135

Итоги урока:

Что поможет нам правильно написать слова, сходные по звучанию?

Итоги урока:

Когда пишется Ь после шипящих?

Почему в словах ТУЧ, ЗАДАЧ, РОЩ Ь не пишется?

Как отличить существительное множественного падежа в Р.П. от существительного в В.П.?

Домашнее задание. Упр. 287, стр. 122

. Или: составить 4 предложения со словами, одинаковыми по звучанию, но различными по написанию: примирять - примерять, слизать – слезать, развивать – развевать, сидеть – седеть или других.

Домашнее задание. Упр. 267, стр. 135.

Или: составить текст (4 – 5 предложений) на тему «на вокзале», используя имена существительные во множественном числе.


Урок 15. Контрольный диктант № 5.

Декабрь. Природа в зимнем уборе. Кругом лежит снег. На деревьях пушистые снежинки. С берёз и осин листья давно опали. Только на дубах желтеют листья. Тишина.

Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка*. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Я решил, что она утонула. Но кто это бежит по дну речки?* Это оляпка или водяной воробей.

(Для 4 класса). Я успокоился и пошёл по зимней дороге.* Эта птичка не погибнет зимой от мороза.*

Задания:

  1. Придумать заглавие диктанту.

  2. Разобрать по членам 3 или 10 предложение (на выбор).

  3. Разобрать по составу: птичка, снежинки, переход.

  4. Найти и выписать 2 слова с безударными гласными, написать проверочные слова.

Задания:

  1. Придумать заглавие диктанту.

  2. Определите падеж существительных в предложениях, помеченных*.

  3. Разобрать по составу: речки, дубах, зимнем.




Урок 16. Работа над ошибками диктанта. Повторение пройденного.

Организационный момент. Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Минутка красивого письма.

Работа по теме урока.

Запись слов, в которых дети допустили наибольшее количество ошибок.

Упражнения по сходным темам.

Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова6

Д…ЖДЛИВЫЙ, Ш…ЛОВЛИВЫЙ, ПЛ…ДОВЫЙ, Р…ГАТЫЙ, СТ…ЛЬНОЙ, КР…ВОЙ, Ч…РВИВЫЙ, Л…СНОЙ, Ж…ВОЙ, ЗАП…СНОЙ, ПР…МОЙ, К…РМРВОЙ.

Работа по теме урока.

Образуйте от данных существительных существительные женского рода:

БЫК, БАРАН, ВОЛК, КОЗЁЛ, СОСЕД, МАЛЬЧИК, ШКОЛЬНИК, УЧЕНИК, ВНУК, СЫН, ОТЕЦ, ДЯДЯ, ДЕДУШКА.

Можно ли считать такими же парами слова КУЗНЕЦ – КУЗНИЦА, КУВШИН – КУВШИНКА?

Д: составление слов из букв:

РЛОАЗДНЫШ (цветы), БИЗОБРА, ДРУОЖБЬ, СОШИСНАШКА.

На какие группы можно разделить полученные слова?

Свободный диктант. (Чтение текста по частям).

Физкультминутка.

В лесу темно, все спят давно. Все птицы спят, одна сова не спит, летит, кричит.

Совушка - сова, большая голова, на суку сидит, головой вертит. Во все стороны глядит, да вдруг как полетит!

Словарно – орфографическая работа.

Д…лить, к…сить, к…рмить, т…нцевать, зап…сать, ст…лить, скр…петь, стр…ить, б…леть, ст…нать, св…стеть, гл…зеть, зв…нить, м…стерить, п…щать, сл…дить, в…рить

Словарно – орфографическая работа.

Выпишите из словаря существительные с удвоенными согласными, запишите их: 1 вариант – в Д.П. множ. числа, 2 вариант – в Т.П. множ. числа.

Итоги урока:

Итоги урока:

Какую часть речи называют именем существительным?

Домашнее задание. Упр. 292 , стр. 124.

Или: индивидуальные карточки.

Домашнее задание. Найдите в словаре имена существительные с удвоенными согласными в корне, образуйте и запишите однокоренные прилагательные.

Добавить документ в свой блог или на сайт



Похожие:

Правописание слов с проверяемыми безударными гласными. 16 часов iconБек Лариса Владимировна, учитель начальных классов «Использование «слов-помощников»
«Использование «слов-помощников» в работе с безударными гласными непроверяемыми ударением в начальной школе»

Правописание слов с проверяемыми безударными гласными. 16 часов iconТема: «Слова с двумя безударными гласными в корне»

Правописание слов с проверяемыми безударными гласными. 16 часов iconТема урока: «Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова»
Цели урока: формирование опыта правописания слов с безударной гласной и парной согласной в корне слова и разными способами подбора...

Правописание слов с проверяемыми безударными гласными. 16 часов iconЗначимые результаты (показатели техники чтения)
Нормы техники чтения: в конце 4 класса: 80 слов; 5кл 90-100 слов, 6кл 100-110 слов, 7кл 110-120 слов, 8кл 120-130 слов, 9кл 130-140...

Правописание слов с проверяемыми безударными гласными. 16 часов iconТематическое планирование по Русскому языку для 3-го класса по умк «Перспективная начальная школа» (5 ч в неделю, 175 ч в год) (учебник авт. М. Л. Каленчук, О. В. Малаховской, Н. А. Чураковой)
Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением; правописание парных звонких –глухих согласных в корне и на конце слова;...

Правописание слов с проверяемыми безударными гласными. 16 часов iconМягкость и твёрдость согласных звуков
Твёрдость согласных звуков обозначается гласными буквами А, О, У, Ы, э (комар, бусы). Мягкость согласных звуков обозначается гласными...

Правописание слов с проверяемыми безударными гласными. 16 часов iconМягкость и твёрдость согласных звуков
Твёрдость согласных звуков обозначается гласными буквами А, О, У, Ы, э (комар, бусы). Мягкость согласных звуков обозначается гласными...

Правописание слов с проверяемыми безударными гласными. 16 часов iconСеминар урок русского языка во 2 классе учитель Лещёва Л. П. Мбоу-сош с. Ново Кусково
Значение слов, многозначные слова, синонимы и антонимы, слог, ударение, перенос слов

Правописание слов с проверяемыми безударными гласными. 16 часов iconУрок обучения грамоте в 1 классе Тема: Звук [Щ]. Буквы Щщ
Образовательная цель: продолжить обучение учащихся звуко буквенному анализу слов, делению слов на слоги, работе с предложением, текстом,...

Правописание слов с проверяемыми безударными гласными. 16 часов iconПростое повествовательное предложение. Прямой и обратный порядок слов
В зависимости от цели высказывания различают повествовательное, вопросительное и побудительное предложения. Каждый из типов предложений...

Правописание слов с проверяемыми безударными гласными. 16 часов iconТема: Правописание безударных окончаний имён существительных 1 и 3 склонений в дательном и родительном падежах

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©sob.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы