Критерий Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта icon

Критерий Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта




Скачать 199.56 Kb.
НазваниеКритерий Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта
Дата конвертации03.08.2013
Размер199.56 Kb.
ТипДокументы
источник



Кулешова Наталья Викторовна, МАОУСОШ №58

Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта.

Критерий 3.Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта.


Общая тенденция гуманизации образования в наше время выдвигает на первый план цели развития личности во всем ее многообразии. Образование человека нельзя назвать завершенным, если оно заключается только в получении знаньевого компонента, в изучении свободных искусств, в приобретении технических умений. Всестороннее образование должно включать и духовное воспитание, осознание того, что духовная жизнь определяет бытие нашего сознания. Суть образования заключается в том, чтобы помочь ребенку выявить и осознать уже существующие в коллективном опыте и сознании и в неосознанном опыте самого ребенка истины, касающейся понимания себя, других людей, мира. Иными словами, образование включает в себя три стороны: развитие личности, взаимодействия между людьми и знания об окружающем мире.

Предметы психологии и «Основы социализации личности», комплексный учебный курс «Основы мировых религиозных культур и светской этики», которые я преподаю, позволяют успешно решать задачи социализации детей, создают условия для получения ими опыта общения, диалога, размышления, принятия самостоятельных решений.

Цель моей деятельности в данном направлении:создать условия для успешногои всестороннего развития личности ребенка, для его успешной адаптации и социализации в современном мире на основе нравственных ценностей и идеалов.

Согласно самому общему определению, социализация – это процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического интеллектуального и личностного развития, то есть преобразование под влиянием обучения и воспитания его психических функций, присвоение социально-нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирования мировоззрения. Содержание процесса социализации определяется культурой и психологией общества, с одной стороны, и социальным опытом ребенка – с другой стороны.

Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, активного взаимодействия с окружающим миром. Овладеть социальным миром – значит не просто усвоить сумму сведений, знаний, умений, образцов, а обладать, владеть тем способом деятельности и общения, результатом которого он является.


Социальный опыт ребенка является результатом его социализации и воспитания. Овладение социальным опытом происходит тремя взаимосвязанными путями.

Во-первых, оно идет стихийно, так как ребенок с самых первых шагов выстраивает индивидуальную жизнь как человеческое существо, как член человеческого сообщества. Причем ребенок не пассивно вбирает воздействия окружающей среды, а, включаясь в совместные с другими людьми акты поведения, присваивает социальный опыт.

Во-вторых, овладение социальным опытом реализуется как целенаправленный процесс: воспитание, просвещение, обучение.

В-третьих, социальный опыт ребенка складывается и спонтанно. Даже в самые ранние периоды жизни, когда активная деятельность в социуме еще невозможна, ребенок уже способен быстро приспосабливаться к условиям жизни, к людям.

Социально адаптивный ребенок:

- проявляет желание и стремление включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, села, города, микрорайона,

-способен к самореализации, находит возможности для совместной общественно полезной деятельности;

- испытывает потребность в познании и самопознании;

- стремится к красоте и поиску смысла жизни,

- способен на милосердие, доброту, сострадание,

- трудолюбивый, знающий народные обычаи; владеющий хорошими манерами; ведущий здоровый образ жизни.

Но принять ту или иную ценность ребёнок должен сам, через собственную деятельность. Поэтому передо мной, как педагогом, стояла задача обеспечения педагогической поддержкишкольников в вопросах социализации и нравственного самоопределения.

Достижение поставленной мною цели осуществляется через проектную и исследовательскую деятельность обучающихся в рамках урочной и внеурочной системы.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» отмечает: «Главные задачи современной школы – раскрыть способности каждого ученика, воспитать порядочного и патриотичного человека (гражданина, патриота своей страны), готового к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации»

Школьное образование базируется на единстве и взаимосвязи знаний о социальной и индивидуальной жизни человека. Одна из задач школы - привить выпускнику потребность к постоянному самообразованию.

Методы воспитания в механизме социализации: воспитание не просто функционирует как составная часть социализации, а системой своих методов по существу обеспечивает целенаправленный механизм социализации. Это пример великого человека, пример родителей, пример сверстников, метод педагогического требования, метод упражнения, социальное внушение, метод соревнования, метод поощрения, метод наказания.

Социально-психологические задачи – это становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализация и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфические содержание и способы их решения.

Самосознание личности можно рассматривать как достижение ею в каждом возрасте определенной меры самопознания, наличие целостной Я-концепции и определенного уровня самоуважения и меры самопринятия. Так, например, перед подростком стоит задача познания тех компонентов своего Я, которые связаны с осознанием своего сходства с другими людьми и отличия от них, а перед юношей – тех, от которых зависят мировоззрение, определение своего места в мире и т.п.

Самоопределение личности предполагает нахождение ею определенной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности и выработку планов на различные отрезки будущей жизни. Так в младшем школьном возрасте ребенку необходимо найти индивидуально приемлемую и социально одобряемую позицию в новой социальной ситуации – ситуации поступления в школу. Он должен определить отношения со сверстниками и взрослыми, перестроить связи с этим уже имеющиеся у него системы отношений. В подростковом возрасте особое значение приобретает поиск позиции среди сверстников своего пола, что дополняется в ранней юности определением своей позиции в отношениях со сверстниками противоположного пола.

Самореализация предполагает реализацию человеком активности в значимых для него сферах жизнедеятельности или взаимоотношений. При этом необходимо, чтобы успешность реализации признавалась и одобрялась значимыми для человека лицами. Самореализация может иметь разнообразные формы. Они могут быть социально ценными, социально полезными, социально приемлемыми, а также асоциальными и антисоциальными.

Самоутверждение – достижение человеком субъективной удовлетворенности результатом или процессом самореализации.

Исходя из выше представленных условий развития социально адаптивной личности, выстраивается модель образовательного процесса на преподаваемых мною уроках.

Организация учебного процесса на уроках психологии, проектирования и ОСЛ строится на установлении эффективного сотрудничества с обучающимися, на создании для учеников ситуации успеха.

Надежным путем создания ситуаций успеха является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи учащимся при ее осуществлении. Использование ситуации успеха способствует повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помогает учащимся осознать себя полноценной социализированной личностью. В рамках этих уроков можно не только формировать социально адаптивную личность, но проводить диагностику эффективности этого процесса. Ниже представленные таблицы демонстрируют изменения социальной и личностной позиции школьников.

^ Мониторинг уровня социализации школьников, обучающихся по программе курса «Основы социализации личности»

Результативность:

Результаты диагностики учеников обучавшихся по программе данного курса.

Количество обучающихся, имеющих показатели средний и выше в %

2009-2010

58 ученика

2010-2011

96 учеников

2011-2012

101 ученик

сентябрь

апрель

сентябрь

апрель

сентябрь

апрель

Познавательной активности

54 в %

57в %

52в %

70в %

56 в %

73 в %

Мотивации достижения

51 в %

55 в %

49 в %

54 в %

61 в %

71 в %

Учебной мотивации

20 в %

25 в %

21 в %

32 в %

22 в %

34 в %



^ Диаграмма распределения познавательной активности, мотивации достижения и мотивации учения обучающихся, изучающих курс «ОСЛ»




Данные таблицы и графика демонстрируют положительную динамику по всем исследуемым параметрам (в среднем за два года познавательная активность выросла на 18%, мотивации достижения и мотивации учения на 9% каждая). Это говорит об эффективности данного курса.

В рамках предмета психологии реализовывался мониторинг эмоционального состояния учеников.

Мониторинг результативности

экспериментальной программы «Психология»

Результаты:

Количество детей

в %

2005-2006

102 ученика

2006-2007

68 учеников

2007-2008

67 учеников

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

Уровень тревожности

Низкий

10

24

15

20

25

30

Средний

42

52

35

50

25

45

Высокий

48

24

50

30

50

25

Динамика

Низкий




+14%




+5%




+5%

Уровень гнева

Низкий

20

30

30

40

25

40

Средний

60

55

40

40

50

45

Высокий

20

15

30

20

25

15

Динамика

Низкий




+10%




+10%




+15%

Самооценка

Низкая

70

60

60

50

60

45

Адекватная

10

30

15

35

10

40

Завышенная

20

10

25

15

30

15

Динамика

Адекватная




+20%




+20%




+30%



^ Диаграмма распределения уровня гнева, самооценки, тревожности

Данные таблицы и диаграмма демонстрируют положительную динамику по всем измеряемым показателям. Наблюдается падение высоких уровней гнева и тревожности, увеличение количества учеников, имеющих низкий уровень гнева (в среднем на 12%), имеющих низкий уровень тревожности (в среднем на 8%), рост количества обучающихся с адекватной самооценкой (в среднем на 23%), что говорит об эффективности данной программы.

Механизм процесса социализации имеет личностный характер и реализуется через деятельность личности. Воспитание как раз и способствует тому, что процесс социализации от форм прямых воздействий, от совместных актов деятельности взрослых и детей постепенно выходит к самоконтролю поведения, к собственной инициативе и ответственности взрослеющего ребенка. В рамках курса ОРКСЭ деятельность организована следующим образом:

Схема работы учителя по созданию условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта в рамках преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ




В таблице представлены результаты посозданию условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта в рамках преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ

Направления.

Задачи

Содержание

Деятельность учащихся в самоуправлении класса, школы

В рамках урока комплексного учебного курса ОРКСЭ предусматривается работа по организации совместной деятельности обучающихся.

В рамках системно-деятельностного подхода, работая в малых группах, дети получают опыт самоуправления, принятия решений, умения брать на себя ответственность за свои слова и поступки.

Детский коллектив четвероклассников – это не простая организация, это свой особый мир,это маленькая копия социума со всеми проблемами и трудностями. Поэтому чтобы решать трудности и проблемы учеников мною разработана серия уроков-практикумов, где каждый ребенок получают управленческий опыт в разном социальном направлении.

Такие уроки, как

  • "Свобода и ответственность" (духовно-нравственное, трудовое направления). В рамках этого урока дети не только получают теоретические знания, но каждый получает опыт принятия ответственности за выполнение определенных им дел и по истечению срока анализирует, что удалось, что нет, и задумывается над причинами неудач, ищет способы их решения.

"Служение Отечеству" (военно-патриотическое, направление). В рамках которого дети в игровой форме пытаются решать сложные моменты выбора. Социализация школьников осуществляется через формирование гражданской позиции, патриотизма, через понимание долга и обязанности служения Отечеству.

"Нравственный поступок "Золотое правило нравственности" (нравственно-эстетическое направление) данные уроки проводятся с использованием моделирования ситуаций. Этот метод позволяет детям погрузиться в проблему, начать ее решать совместно с одноклассниками в ситуации, приближенной к реальности. Данная деятельность позволяет ребенку разобраться в собственных мотивах, целях и увидеть результаты человеческих поступков, что способствует улучшению социализации школьников.

Каждый ученик, изучая курс ОРКСЭ,ведет не просто тетрадь, а пишет страничку своей жизни с собственными заметками о жизни в классе, школе, рассуждениями о смысле жизни, об удачах и проблемах. В тетради отведено место, где ребенок записывает мнение и комментарии родителей по различным вопросам.Классные руководители отмечают, что после уроков ОРКСЭ дети организованы, более ответственны, повышается самостоятельность и активность.

^ Исследовательский проект «Марфо-Марииинский путь»

Привитие чувства сопричастности к судьбам Отечества и родного города, микрорайона, школы, класса.


Обучающиеся активно и с интересом провели исследование по интересующей их теме. Дети изучили, что кроется под словосочетанием «Марфо-Мариинский путь»; исследовали, что такое «милосердие» и насколько оно востребовано в современном мире; познакомились с понятием «милостыня». Детям было предложено в реальной жизни проявить милосердие и описать возникшие чувства.

Проведя исследование, дети получили представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны. В результате в практической деятельности узнали силу милосердия и милостыни. Данная исследовательская работа способствует повышению уровня социализации учеников, через развитие сострадания, эмпатии, толерантности. Это первый подготовительный этап к социальному служению.

^ Детский проект по созданию детской книги «Радуга добра»

Формирует уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим.

Способствует установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.

Мои ученики с удовольствием участвуют в проектной деятельности. У обучающихся возникла идея создать книгу добрых дел. Они самостоятельно от замысла до готового продукта прошли весь проектный путь.

В рамках этого проекта у детей появляется возможность побыть в роли журналиста, редактора, дизайнера, корректора, фотокорреспондента, авторов статей. Социализация учеников осуществляется через совместную деятельность, через коллективное решение вопросов, через регламентированную и ограниченную временными рамками самостоятельную деятельность.

Конечно, самое главное, когда дети получают радость от собственных открытий, от результатов собственного труда, от того, что их труд принес радость другим людям.

В рамках курса ОРКСЭ эта деятельность носит рефлексивный характер, что позволяет детям соизмерять совершаемые поступки их результаты.



^ Учебный проект «Христианская семья»

Способствует формированию представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;

знакомитобучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Одна из задач курса ОРКСЭ -создание атмосферы эффективного взаимодействия детей и родителей. Сам курс предусматривает активную помощь родителей в осмыслении тем уроков. Роль учителя в данной ситуации выражается в кураторстве, консультировании, помощи и детям, и родителям. Только совместная деятельность учителя и родителя может содействовать воспитанию нравственной ответственной личности. Семья - это хранительница нравственных и духовных ценностей, созданных предыдущими поколениями.

Проект, разработанный детьми, позволил им изучить представления о семье и семейных ценностях учеников четвертых классов. Дети самостоятельно провели исследование, сделали выводы, оформили результаты и представили их своим одноклассникам, родителям и педагогам. Дети сами получили ответы на поставленные вопросы. Результат исследования был оформлен в виде плаката и вывешен в классе: «Семья– это самая важная опора, это добро, основа для всего!».

В течение года для родителей по их запросу проводятся индивидуальные беседы, консультации.

^ Создание журнала «Зернышки православия».


Данный проект был разработан мной и учениками четвертых классов. Проект был ориентирован на развитие исследовательской, проектной, аналитической, информационной, коммуникативной, общекультурной компетентностей школьников.

Цельпроекта – разработка и издание журнала «Зернышки Православия», развитие творческих способностей обучающихся в различных областях познания и деятельности через проектную деятельность.

Задачи проекта:

  • создание условий для организации совместной творческой деятельности,

  • приобретение навыка работы в команде, сотрудничества, планирования,

  • создание условий для успешной социализации детей в социуме.

Объективными результатами успешной социализации учеников можно считать их достижения в коллективных мероприятиях разного уровня.

№ п/п

Название

документа

За что

Уровень награждения

Год

1

Грамота

За 1 место

«Марфо-Мариинский путь», исследовательская работа

Межрегиональные 21-е духовно-исторические Кирилло–Мефодиевские чтения

2011

2

Грамота

За 1 место

«Радуга добра», проектная работа

Межрегиональные 21-е духовно-исторические Кирилло–Мефодиевские чтения

2011

3

Грамота

За 2 место

Проектная работа. «Христианская семья».

Областной фестиваль «Праздник Пасхи»

ТОИПКРО

2011

4

Грамота

За 1 место

Мастер-класс «Храмы в технике квилигнга»

Областной фестиваль «Праздник Пасхи»

ТОИПКРО

2011

5

Диплом за творческий подход к созданию презентации и умение публичного выступления

Презентация ученических проектов по курсу ОРКСЭ. Модуль ОПК «Христианская семья».

Межрегиональные Макариевские Педагогические Чтения.


2011

6

Диплом

Презентация ученических проектов по курсу ОРКСЭ. Модуль ОПК. Проект «Храмы»

Межрегиональные Макариевские Педагогические Чтения.

2011

7

Диплом

За 1 место.


Городской КВН «Человек среди людей» в рамках проекта программы духовно-нравственного воспитания «Отражение»

2011

8

Грамота

За 1 место.


Школьна научно-практическая конференция «Дни Науки»

2012

9

Диплом

За 2 место

Журнал «Зернышки Православия»

2 Областной фестиваль-конкурс «Праздник Пасхи»

2012

10

Диплом

За 3 место

«Открытка в технике скрапбукинга»

2 Областной фестиваль-конкурс «Праздник Пасхи»

2012

^ Процесс развития личности, обретения ею смысла жизни является длительным и целенаправленным, а также невозможным без активного и заинтересованного участия в нем самого воспитуемого. Развитие творческих способностей учащихся и воздействие на процесс творческого саморазвития должны происходить в атмосфере психологического комфорта, доверия к учителю, с которым можно обсудить свои проблемы и трудности, выявить реальные возможности для духовного и интеллектуального роста. Проявляя доброе, уважительное отношение к учащимся, я формирую у них стремление к самообразованию, самовоспитанию, самоопределению, а значит и социализации, так как социализация учащегося предполагает включение обучающегося в систему общественных взаимоотношений, поддерживающих ценностные нормы и установки общества, а также самостоятельное осознанное воспроизводство школьником усвоенного в своем поведении.

Результативностью своей работы по созданию условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта в рамках преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ считаю, во-первых, положительные личностные изменения учеников, во-вторых, повышение нравственной и коммуникативной культуры школьников, в-третьих, достижение высоких результатов в области социально значимых проектов, исследований, мероприятий, направленных на помощь окружающим людям, на улучшение качества окружающей среды.Это соотносится с целями и задачами курса ОРКСЭ, Федеральным государственным образовательным стандартам общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.


Директор школы С.А. Колбина


Добавить документ в свой блог или на сайт



Похожие:

Критерий Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта iconКритерий Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта

Критерий Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта iconКритерий Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта

Критерий Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта iconПлан работы Совета детского самоуправления (Совета командиров) на 2012 -2013 учебный год
...

Критерий Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бакчарская средняя общеобразовательная школа»
«Лидер XXI века»: создание условий для формирования активной жизненной позиции, для усвоения правовых, политических, экономических...

Критерий Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта iconТомская область Бакчарский район с. Бакчар Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лидер XXI века»: создание условий для формирования активной жизненной позиции, для усвоения правовых, политических, экономических...

Критерий Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта iconКритерий №6 Создание в образовательном учреждении условий для реализации образовательного проекта Для реализации инновационной образовательного проекта «Создание модели учебного,
Для реализации инновационной образовательного проекта «Создание модели учебного, социального и педагогического проектирования» созданы...

Критерий Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта iconМкоу шпалозаводской средней общеобразовательной школы
Создание комфортных условий обучения, способствующих формированию у обучающихся ключевых компетенций, опыта самостоятельной деятельности...

Критерий Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта iconКритерий Создание условий для реализации инновационного образовательного проекта

Критерий Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта iconКонкурс направлен на формирование у обучающихся компетенций проектной деятельности, формирование проектной культуры, ценностей инициативы и ответственности, создание условий для получения обучающимися опыта самостоятельного общественного действия,
Департамента общего образования Томской области и огбу «Региональный центр развития образования» по эффективному использованию опыта...

Критерий Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта iconКритерий 6 «Создание в образовательном учреждении условий для реализации образовательной программы»

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©sob.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы