Тема. Имя прилагательное как часть речи. Продолжительность занятия 45 минут. Класс пятый icon

Тема. Имя прилагательное как часть речи. Продолжительность занятия 45 минут. Класс пятый



НазваниеТема. Имя прилагательное как часть речи. Продолжительность занятия 45 минут. Класс пятый
Дата конвертации28.12.2012
Размер165.82 Kb.
ТипЗанятие
источник

Тема. Имя прилагательное как часть речи.

Продолжительность занятия 45 минут.

Класс пятый.

 План урока:

№ п/п

Структурные элементы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Временная реализация

1

Организационный момент

Проверка готовности к уроку

Обсуждение

1 минута

2

Целевая установка

Сообщение темы и разъяснение цели урока

Восприятие разъяснений учителя

1 минута

3

Работа с текстом

Чтение сказки об имени прилагательном

Восприятие

3 минуты

4

Составление кластера

Проверка знаний учащихся, полученных ранее

Составление кластера

5 минут

5

Презентация работ

Наблюдение, помощь

Защита работ

3 минуты

6

Работа с учебником

Наблюдение

Чтение

1 минута

7

Повторение и закрепление

Разъяснение путешествия по островам

Работа над заданиями

15 минут

8

Задание

Разъяснение, вопрос

Ответы, разбор предложений

5 минут

9

Словарная работа с грамматическим заданием

Чтение слов

Запись словосочетаний

4 минут

10

Самостоятельная работа по карточкам

Наблюдение

Работа в тетрадях

5 минут

11

Итог урока

Вопрос

Ответ

1 минута

12

Задание на дом

Разъяснение объема работы на дом

Запись в дневниках. Выбор задания

1 минута

 Задачи урока:

Учебная – повторить с применением игровых технологий, кластера сведения об имени прилагательном, поработать над орфограммами и пунктуацией.

Воспитательная – воспитывать внимательность, самостоятельность.

Развивающая – развивать наблюдательность, слуховое восприятие, эстетический вкус.

 I.                   Организационный момент.

Ребята, мы изучили тему «Имя существительное». Сейчас послушайте слова и сочетания слов и скажите, с какой частью речи сочетаются существительные?

Небо. Голубое небо. Цветок. Красивый цветок. Лимон. Желтый лимон. (С именем прилагательным).

 II.                Целевая установка.

Тема нашего урока «Имя прилагательное как часть речи»

Задачи:

        повторить ранее изученные сведения об имени прилагательном

        совершить путешествие по «Океану знаний», повторить гласные и согласные, проверяемые ударением, -тся, -ться в глаголах, знаки препинания при однородных членах предложения.

 III.             Работа с текстом

Однажды имена прилагательные с неразлучными друзьями Родами, Числами и Падежами отправились в путешествие по своей замечательной стране Морфологии. Было лето. Кругом все цвело и пело. К вечеру друзья поднялись на высокую гору и увидели замок, построенный в строгом стиле из черного мрамора.

– Что за хозяева живут в таком мрачном замке?

Тут весёлые прилагательные вспомнили, что здесь проживают королева Имя Существительное и его величество Глагол.

Путешественники постучались в ворота. Стражники Держи и Хватай впустили гостей, которые прошли в тронный зал, Где сидели Существительное и глагол.

В зале было мрачно, и друзья неловко чувствовали себя в этом зале.

После ужина гостей разместили по спальням, а Существительное предложило Глаголу удочерить Прилагательное, ведь оно такое весёлое и красивое.

Наутро, за чаем, Существительное предложило Прилагательному жить вместе. Прилагательное, немного подумав, согласилось. И тут же принялось за работу. Теперь уже цвели не просто розы, а прекрасные чайные розы, покрытые каплями свежей росы. Не просто росли деревья, не просто бежал ручеёк, а говорливый со студёной водой…

Замок преобразился. С тех пор имена Существительные и Прилагательные дружно живут и работают в стране Морфологии. Прилагательное согласуется с именем существительным в роде, числе, падеже.

1.     Каким же по этой сказке вам представляется имя прилагательное?

2.     Что узнали нового, что знали уже?

IV.            Составьте кластер (наращиваем гроздь).

      V.               Защита работ.

 VI.            Работа с учебником.

Посмотрим, правильно ли мы составили кластер, все ли вспомнили, что было ранее изучено. (стр.228, п.102)

VII.         Повторение и закрепление.

Путешествие по островам.

Учитель. А сейчас мы отправимся, как и прилагательное, в путешествие по карте «Океан знаний». А сопровождать нас по островам будет королева Грамматика. Но прежде хочу вас предупредить, что рядом с островами русского языка пристроился и остров «Безграмотландия». Это остров хитрых и злых пиратов Единицы и Двойки. Они так и следят за теми учениками, которые ленятся и получают плохие отметки. Пираты забирают таких учеников к себе на остров. Попавшим в плен нужно потрудиться над теми орфограммами и правилами, которые они не усвоили. А поможет им в этом капитан корабля «Учебник». И первым мы посетим остров Морфология.

МОРФОЛОГИЯ

 

остров

 Записать предложение.

В лесах поздней осенью появляются грибы: рыжики, грузди, волнушки, горькушки.

Задание: определить части речи, которые мы использовали в предложении.

- Предлог, существительное, прилагательное, глагол.

ОРФОГРАФИЯ

 

Второй остров –

Задание: Нужно отметить все орфограммы в данном предложении (гласные и согласные, проверяемые ударением, -тся в глаголах).

Мы повторили, что имя прилагательное согласуется с именем существительным в роде, числе и падеже.

С каким существительным согласуется имя прилагательное? Определите род, число, падеж (поздней осенью – ж.р., ед.ч., Т.п.)

 Третий остров – Пунктуация.

Задание: Объясните знаки препинания, начертите схему

( : , , , - однородные члены предложения и обобщающее слово)

ЛЕКСИКА

 

Четвёртый остров –

Задание: дайте лексическое значение слов: рыжики (рыжие), груздь (громоздкий, грузный), волнушки (формы – волны), горькушки (горькие).

 Мы удачно совершили путешествие по «Океану знаний».

 VIII.      На примере данных предложений объясните, какими членами предложения являются имена прилагательные?

Тоненькие берёзки стоят на косогоре.

Ландыш свеж и пахуч.

IX.            Словарная работа с грамматическим заданием.

Согласовать данные существительные с прилагательными, поставить их в П.п., ед.ч.

…пельсин

р…бина

спорт…мен

в…кзал

рю…зак

 X.               Самостоятельная работа (индивидуальная)

XI.            Итог урока: что мы повторили об имени прилагательном?

XII.         Д/з: Синквейн или нарисовать имя прилагательное таким, каким вы его представляете.

^ Тема. Сложные предложения. 9 класс

I.                   Учитель. Тема нашего урока «Сложные предложения». В течение 1 минуты напишите в тетради все, что вы знаете по этой теме.

II.                А теперь давайте вырастим гроздь (составим кластер) на тему «Сложные предложения». Работаем в группах, оформляем материалы на ватмане. Через 7 минут каждая группа представит свой кластер.

III.             Презентация (защита кластеров)

IV.            Выдаются таблицы ЗХУ (Знаю – Хочу узнать – Узнал).

Учитель. Автор этой системы американский профессор Донна Огл.

1.     Заполняем левую часть.

2.     А теперь давайте внизу справа запишем, откуда мы это узнали.

3.     Теперь давайте заполним левую нижнюю часть таблицы. В нее мы запишем главные слова.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1.  Сложносочиненные

2.  Сложноподчиненные

3.  Бессоюзные

Как разбираются большие сложные предложения

Есть придаточные подлежащие, сравнительно-объектные, несвободные конструкции

Главные слова

Откуда узнал

1.     Сложные

2.     Сочинительные

3.     Подчинительные

1.     Учебник русского языка

2.     Рассказ учителя

 

 

 

 

 

 4.     А теперь заполните колонку «Хочу узнать»

5.     Учитель. Смотрите, мы ещё не читали текст, а уже сколько всего знаем. А теперь мы будем читать текст, отмечая знаком то, о чем вы ещё не знаете (Инсерт – маркировка текста)

Заполним 5 колонку «Узнал».

Учитель. Значит, цель нашего урока…

Учащиеся отвечают, что цель урока – углубить представление о структуре сложных предложений.

Учитель. Спасибо, ребята! Мы хорошо поработали. Но перед тем, как расстаться, напомните мне, какие главные слова вы можете назвать по теме «Сложные предложения».

V.               Составить Синквейн (5 строк).

                                                    Текст

 Сложные предложения имеют одну или несколько грамматических основ, состоят из двух или нескольких простых предложений. Сложные предложения бывают сложносочиненными (ссп), сложноподчиненными (спп), бессоюзными (бсп), и с разными видами связи (спрв).

ССП состоят из 2-х или нескольких, которые соединяются между собой сочинительной связью (соединительная, противительная, разделительная) и разделяются запятыми (Наступила холодная зима, и затрещали морозы).

СПП – состоят из главного предложения и придаточного, где от главного предложения к придаточному можно задать вопрос. Придаточные бывают определительные (какой?), изъяснительные (вопрос косвенного падежа), обстоятельственные (бывают степени и образа действия, цели, причины, места, времени, следствия, уступки, сравнения) и отвечают на вопросы обстоятельства где, куда, зачем и др.

 Костёр, который горел на горе, был виден издалека.

[ X , (который) , ] прид. определительное.

Когда пропели первые петухи, мы уже были далеко. (Когда) , [ ] придаточное об-во времени.

БСП состоят из двух или нескольких простых предложений, которые отделяются друг от друга запятой, двоеточием или тире.

Пошёл дождь, поднялся туман [ ] , [ ].

СПРВ состоят из разных видов связи: сочинительной, подчинительной, бессоюзной. Пошёл дождь, и солнце спряталось за тучи, которые были тёмного цвета.

[ ] , [ X ] , ( которые ). Сочинительная и подчинительная связь.

Есть придаточные подлежащие: Кто хочет, тот добьётся.

Есть сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительно-объектными: молодой человек получал из дому более, нежели положено.

В сложных предложениях существуют несвободные конструкции (С кем поведёшься, от того и наберешься)

9 класс

Тема. Сложные предложения с различными видами связи.

Цель. Закрепить понятие о структуре сложных предложений с различными видами связи; развивать умение схематически представлять предложение; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

Ход урока.

            I. М… л… сердие, приветливость, доброта делает человека красивым. Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразным. Дело в том, что злая реакция на окружающее, грубость и не понимание окружающего – это признак душевной и духовной слабости, неспособности жить. Человек, который не умеет понимать другого, обедняет свою жизнь и мешает другим.

1. Прочтите текст Лихачева.

2. Определите основную мысль текста

3. Найдите в тексте сложноподчиненные предложения, определите вид придаточных.

4. Начертить схему последнего предложения.

[сущ., (которые), …].

5. Вставьте пропущенные буквы милосердие, как образовано это слово МИЛЫЕ СЕРДЦУ.

II. Дать полный ответ о сложных предложениях?

III. Работа у доски.

1. Переправа под боком противника проходила гладко, и все чувствовали это и радовались удаче, хотя, конечно, каждый знал, что в любую минуту переправа может быть обнаружена и тогда темнота озарится вспышками выстрелов и взрывов.

Уступка, изъясн.

[ ], и [0 и 0], (хотя, вв.сл.), (что) и ( )

Последовательная связь.

2. Морфологический разбор

Проходила – глагол.

I.                   (что делала?) проходила, н. ф. проходить.

II.                М.п. пост. - несов.в., неперех., II спряжение, непост. - изъяв. н., 3 лицо, пр. вр., ж.р., ед.ч.

III.             (что делала?) проходила

            IV. Проверка орфографической зоркости.

На окне стоит горшок,

А в горшке растет цветок.

Посмотреть – не разберешь

Не растение, а еж (кактус)

Задание: выписать из стихотворения загадки слова с орфограммами.

Сколько их? (13)

^ V. Жалоба. Исправить ошибки.

Зозвенел лествой актябрь.

Здраствуй, здраствуй, юбилей!

Паздравляем сднем рождения

Наших славных Томичей.

Сколько празников виселых

Помнит томская зимля,

Сколько песен празвучало

В эти мудрые гада!

А я скажу о Томски,

С каторым столько связано,

С каторым столько пройдено

Харошева и разнова.

Не старей, мой горот Томск!

Горот молодости, счастья,

Горот юности маей,

В свой великий юбилей!

VI. Театр на гастролях в Самаре. Обед в ресторане. Официант приносит Райкину суп. В супе плавает муха. Райкин официанту: «Животное жалко. Зачем вы его в супе мучаете?» И пока официант ищет, что сказать, Райкин произносит фразу, которую будет потом повторять весь театр: «А вообще, я люблю, когда всё отдельно: мухи, суп и котлеты. Как в меню!»

Меню (вставить буквы)

1.Бульон куриный.

2.Рассольник с колбасой.

3.Котлеты свиные.

4.Пельмени.

5.Компот.

6.Кисель клюквенный.

7.Коврижка.

VII. Сделать морфемный разбор слов.

Проникновенный Произрастать

 Предрасполагать Неубедительный

 Развлекаться

 В это время учащиеся работают в тетрадях, составляют предложения по схемам.

1) [ ]. 2) [ ], и [ ]. 3) (если), [ ]. 4) [ ], (где). 5) (Когда), [ ], (которое).

6) [ ], (что), (что), (что). 7) [ ], (словно). 8) [ ], (потому что).

       VIII. В Ленинграде в гостинице «Астория», где остановился Райкин, он работал с миниатюрой про официанта. В это время вошел официант с обедом. «А вы, Аркадий Исаакович, можете быть официантом?» - спросил официант Райкина. Тот ответил, что легко, и тут же переоделся в белую куртку официанта и пошел в номер, куда уже был заказан обед. Со своей задачей Райкин справился блестяще, выиграв «дуэль» с официантом.

Проведем орфографическую дуэль. Пишем словарный диктант (соревнуются два ряда, задавая поочередно друг другу слова и сочетания слов).

Никому не преодолеть, лестный отзыв, чувство радости, ровесник отца, блеснуть на солнце, замерло на рассвете, коллективный договор, салон автобуса.

Знакомство с новым словом доклад (публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему).

Придумать со словом доклад:

1 ряд – сложносочиненное предложение;

2 ряд – сложноподчиненное предложение;

3 ряд – сложное предложение с различными видами связи.

        . Работа с сигнальными карточками (ребятам раздаются сигнальные карточки: ССП, СПП, СП с различными видами связи).

Было уже десять часов вечера, и над садом светила полная луна.

Смола эта называется «живица», потому что она рану на стволе дерева заживляет.

Славка Чернышев сказал, что амфоры похожи на молодых женщин, и я был согласен с ним.

Если мы хотим понять настоящее, надо изучать прошлое.

                                 Х. Итог урока.

Тема. Урок – Аукцион. 7 класс

Цель. Повторить изученное по теме «Наречие», вспомнить образование действительных и страдательных причастий.

                                                 Ход урока.

I Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята! Мы сегодня проведем с вами немного необыкновенный урок, урок – аукцион.

На столе лежат пригласительные билеты, я прошу Вас подойти и взять по одному билету. Для подготовки отводится 3 минуты.

Красные – повышенной трудности.

Оранжевые – средней трудности.

Остальные – облегченный вариант.

 Пригласительные билеты.

1.     Как образуются действительные причастия (наст., прош. времени)

2.     Как пишется НЕ с глаголами.

3.     Как образуются страдательные причастия (наст., прош. времени)

4.     Дать определение глагола.

5.     Какие глаголы относятся ко второму спряжению.

6.     Дайте определение причастия.

7.     Что это за наука – морфология.

8.     Дайте определения наречия.

 Ответы учащихся.

        II. Разминка продолжается, проведем словарный диктант с проверкой..

Тростник, просьба, безболезненный, присесть, в течении реки, во-вторых, закрученная нитка, точь-в-точь.

          III. Основная часть.

 

юла

 

 

 

 

«Ромашка»

1.     Сделать полный синтаксический разбор.

Светлая зоря, ещё не закрытая чёрной приближающейся тучей, озаряла розовым светом нашу спальню.

2.     Буквы О, А на конце наречий.

3.     Дефис между частями слова в наречиях.

4.     Вставь пропущенные буквы.

Когда пот..нулись в более широких местах осоковые и трос..никовые зар..сли, Ассоль (со)всем было потеряла из вида алое сверкание парусов, но, обежав излучину течения, (с)нова увидела их, степе(н,нн)о и неукло(н,нн)о бегущих проч.

5.     Рассказать о степенях сравнения наречий.

 1.                               Юла указывает на вопрос, один учащийся отвечает. За правильный ответ – приз (может быть сладкий приз).

2.                               Работа по рядам: подчеркнуть члены предложения (каждый подчеркивает один член предложения)

1р. Зеленоватый сумрачный воздух, наполненный солнечным дымом и желтыми отсветами скал, струился над ними.

2р. Из последних сил, перелезая через завалы, мы добрались до лесистого бугра и упали на теплую землю.

3р. Глядя мне прямо в глаза, мальчик улыбался, говорил громко, весело, а затем просто рассмеялся.

  IV. Проверка домашнего задания.

Мини – сочинения.

V. Отгадать кроссворд.

По горизонтали.

1. Самая неизменимая часть речи?

2. Имя мальчика?

По вертикали.

3.Южный фрукт?

4.Место, где ты родился?

5.Лесная ягода, синего цвета?

 

Н

А

Р

Е

Ч

И

Е

 

 

О

 

 

 

 

А

Н

Д

Р

Е

Й

 

П

 

И

 

Ж

 

 

Е

 

О

 

Е

 

 

Л

 

Н

 

В

 

 

Ь

 

 

 

И

 

 

С

 

 

 

К

 

 

И

 

 

 

А

 

 

Н

 

 

 

 

 

 

 VI. Итог урока.

“Слушай, мир:

Я люблю тот язык,

Что по – русски могуч и велик.

Перед лицом всего мира горжусь

Языком твоим, славная Русь!”

К.Акаев.




Похожие:

Тема. Имя прилагательное как часть речи. Продолжительность занятия 45 минут. Класс пятый iconУрок математики. Сценарий урока с использованием компьютера Тема «Дроби» Продолжительность занятия 45 минут Класс шестой
Выполнением тренировочных практических заданий и анализом проделанной работы. Использование презентационных слайдов
Тема. Имя прилагательное как часть речи. Продолжительность занятия 45 минут. Класс пятый iconУрок русского языка в 6 классе Тема: Имя существительное как часть речи. (Вводный урок). Цели урока
...
Тема. Имя прилагательное как часть речи. Продолжительность занятия 45 минут. Класс пятый iconТема: Местоимение как часть речи
Прочитайте. Из данных предложений составьте текст текст. Озаглавьте. К какому типу речи относится
Тема. Имя прилагательное как часть речи. Продолжительность занятия 45 минут. Класс пятый iconГодовой календарный график на 2011-2012 учебный год Организация образовательного процесса в моу ежинской оош
Продолжительность урока: группа дошкольного обучения кратковременного пребывания 25 минут занятие и 20 минут игровая деятельность;...
Тема. Имя прилагательное как часть речи. Продолжительность занятия 45 минут. Класс пятый iconМуниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Белоярская средняя общеобразовательная школа»
В условиях неполного дня пребывания детей в школе целесообразно следующий режим занятий: 3 занятия в день и 1 игровой час. Продолжительность...
Тема. Имя прилагательное как часть речи. Продолжительность занятия 45 минут. Класс пятый iconУрок Продолжительность занятия 45 минут. Класс Цели урока: познавательная -активизация обучающихся по теме «Животные», «Характер», «Семья»
Дети смотрят видео 1 и 2 затем говорят о том, кого они увидели и о характере этих животных
Тема. Имя прилагательное как часть речи. Продолжительность занятия 45 минут. Класс пятый iconУчебный план дошкольного образования (подготовка детей к школе)
Продолжительность учебного года 28 учебных недель, предусмотрены дополнительные недельные каникулы в середине 3 четверти. Продолжительность...
Тема. Имя прилагательное как часть речи. Продолжительность занятия 45 минут. Класс пятый iconСценарий урока с использованием компьютера Преподаватель Стасенко Валентина Кузьминична Предмет Математика Тема Свойства функций Продолжительность занятия 45 минут
Образовательное учреждение – Томская область, Чаинский район, село Леботер, Муниципальное общеобразовательное учреждение Леботерская...
Тема. Имя прилагательное как часть речи. Продолжительность занятия 45 минут. Класс пятый iconТанасийчук Елена Владимировна Предмет География Томской области Тема Газовая промышленность Томской области Продолжительность занятия 40 минут 1 урок
Образовательное учреждение Томская область, Верхнекетский район, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лисицынская средняя...
Тема. Имя прилагательное как часть речи. Продолжительность занятия 45 минут. Класс пятый iconТематическое планирование по русскому языку для 6 класса по учебнику М. М разумовской. 4 урока в неделю 136 часов в год 1 четверть-36 часов. № урока Тема Часов
Квалифицировать слово как часть речи; определять грамматические признаки изученных частей речи
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©sob.znate.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы